* * *
Незадолго до дедушкиной смерти в кухонную форточку влетел воробей.
Он метался по косметически облагороженной - обновленной кухне, а потом - взъерошенный сквознячком, посидел на распахнутой створке и, звонко чирикнув, улетел восвояси.
Все время этих - зигзагообразных полетных метаний (по совсем еще недавно и самолично дедушкой отремонтированной кухне) бабушка, как-то неожиданно оцепенело застыла в проеме двери, невольно следя за его мятежным полетом.
-Не к добру это… тяжело вздыхая сказала она после.
Мы еще не знали, что через несколько месяцев от сердечного приступа дедушки не станет. Наш добрый доктор - лечивший и спасавший других, никогда не жаловался на боли в своем - изношенном жизнью и сталинскими лагерями - сердце.
август 2005
ГОЛУБЬ
* * *
Моя маленькая дочурка всегда плохо кушала. Нет, аппетит у неё всегда был хороший, но предпочтение обычно отдавалось сладостям. Как это частенько бывает с очень маленькими детишками, полезные детские каши она ела с большими капризами. И на какие только ухищрения не пускались мы тогда - терпеливо уговаривая крохотку дочку, чтобы она съела хотя бы содержимое в полтарелки.
Помню солнечно-ясное утро. Манная каша никак не просилась в рот. Дочь, привычно капризничая, крутилась за столом и все время, поглядывая в открытое кухонное окошко, просилась гулять. Но, разве можно гулять на голодный желудок? И я уговаривая её, лихорадочно соображала, чем же таким необычным можно усмирить нашу капризульку в этот раз.
Вдруг на окошко впорхнул голубь. Он ходил взад и вперед по водоотливу с уличной стороны окна и забавно заглядывал через её открытую часть, то вытягивая – то наклоняя голову, смешно переступая лапками, кружась и издавая булькающие звуки – свойственные этой птичьей породе. Наша малышка оживилась, веселясь:
-Хочу птичку! Хочу покормить птичку!
Я насыпала на край подоконника немножечко пшена… и голубь смела шагнул в оконный проем.
Так и ели – дочь, проглатывая ложку за ложечкой свою манную кашу, а голубь - склевывая желтые пшенные крупинки. Так почти что незаметно и опустела её тарелка.
-Хочу погладить птичку!
Я немного растерялась. Но, следом решительно подошла к птице. Она не испугалась и далась в руки. Сизокрылый птах - на ощупь был пыльно-грязным. Его живое тельце немного подрагивало в моих руках, но не вырывалось. Малышка сидела в высоком деревянном креслице, из которого самостоятельно было не выбраться – слишком высока подставка. Помню, с каким благоговейным удовольствием крохотные пальчики прикасались к голубю, как нежно поглаживали они его. Это продолжалось недолго. Мы сразу же отпустили птицу на волю – за окно. И тут же пошли гулять.
После, вечерним часом – посмеиваясь, в лицах пересказывали эту историю папе и бабушке. Муж похмыкал улыбаясь – чего только не напридумаешь, чтобы любимое дитятя было сыто и весело. Бабушка в ужасе ахнула:
-Боже мой! Ведь голубь – это сплошная инфекция! Летают где-попало…
И только тогда я испугалась своей нечаянной воспитательной неразумности…
-Но, мы же хорошенько помыли руки!
Но, для любящей моей бабушки это было слабым оправданием бездумно-безумной, утренней мягкотелости в потакании капризам маленького ребенка.
июль 2005
ВОРОНЫ
* * *
Через год после похорон моей бабушки свой отпуск проводила с дочерьми на Подмосковной даче матери мужа, где обычно и живали каждое лето. Чтобы свекрови было полегче с внучками, мы делили с мужем свои отпуска и поочередно отдыхали на даче с ней и нашими девочками.
Накануне печальной годовщины, еще с вечера решила, что назавтра вернусь в Москву - поеду на кладбище. Да, как и боялась - проспала время утреннего поезда. Добрая моя свекровь отговаривала – день обещал быть жарким, тяжело палящим. Пока срезали цветы, думалось действительно, куда уж ехать – в будние дни в это время начинается долгий перерыв между электричками, попаду в самый солнцепек. И после трястись полтора часа до города. Да на автобусе еще минут сорок, да пешком через все кладбище.
Но, коль задумала... так тому и быть.
Поцеловала дочурок, свекровь и пошла в направлении к станции...
Затем, как сообща и предполагалось, долго стояла на открытой солнцу платформе. Ехалось стоя и тяжело - в толчее битком набитого, очень душного вагона. И помимо собственных желаний мысленно терзалась – лучше бы уж в другой раз. Но, так хотелось-то именно по дате светлой памяти…
На кладбище, увидев еле заметный дымок крематория, почувствовала, как почва уходит из-под ног. И снова промелькнула невольная мысль сожаления. Ну, не возвращаться же теперь – уже доехала. Так и прошагала с пол дороги до поворота. Обратила внимание, что впереди очень низко над землей, с громким карканьем кружится черное воронье – стало как-то тоскливо, не по себе. Но, продолжаю идти вперед со странным смутным чувством.
Вот уже и знакомый участок. Свернула мимо хорошо знакомых чужих могил… и к своему ужасу поняла, что наших – не вижу. Сделала еще круг. Еще. И еще. Все знакомо до боли. А своих не нахожу. И такой взял ужас, что взмолилась в голос: «Господи, Боже мой! Да, что же это?! Помоги!!!» И тут же сразу и открылось четким видением, что стою прямо возле родных могил…
Слезы тоски, слезы памяти и любви, благодарности - хлынули потоком. Так стояла и выплакивала свою печаль. О дедушке, папе и бабушке – что так рано ушли от нас…
июль 2005
Комментарий автора:
*) Примечание:
фотоиллюстрация собственноручная/моя
и сделана во время летней поездки на Балтийское взморье-
в Булдури, Латвия-2008
Людмила Солма,
Москва, Россия
член МГО Союза писателей России, Творческого клуба «Московский Парнас», РОФ содействия развитию современной поэзии «Светоч»
«...ПОЭЗИЯ, как мы все понимаем – НЕ ТОЛЬКО <глаза, да слух> РАДУЕТ,
НО И НАПРЯГАЕТ - МЫСЛЬЮ, а иначе какой от неё прок?
разве только - витиеватость <кустистого> стихоплетства.» (Revaty Alrisha, из письма "Амстердам августа 02-го...")
Прочитано 4483 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 4,5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Умереть для себя - Анна Лукс Дорогие братья и сёстры! Это не стихи, но очень выразительно написанное назидание. Я сама читаю это почти каждый день и хочу поделиться с вами этим славным откровением человека, который по-видимому достиг этого, ибо так написать может тот, кто сам так поступает Да благословит вас всех Спаситель в уподоблении в Его славный Образ С Рождеством дорогие! И станем подражать Ему во всем. Ибо в этом наше истинное предназначение С любовью Анна Л.
Публицистика : кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.